Вожпайская и кинтусовская археологические культуры

Кинтусовский этап – что это? (12+)

 

Кинтусовский этап нижнеобской культуры – это исторический период, который был выделен ученым В. Н. Чернецовым и назван по Кинтусовскому могильнику.  Его относят к концу IX – XII вв. Ученые считают, что именно в это время с усилением одной из общин за счет покорения более слабых соседей началось складывание в Сургутском Приобье военно-политических территориальных объединений протогосударственного типа – княжеств.

Исторический период археологи определяют по находкам керамики: форме сосудов и видам орнаментации. В рамках кинтусовского этапа археолог А. П. Зыков выделяет три последовательных хронологических периода, каждому из которых соответствует определенная группа керамики: вожпайский, оронтурский, рачёвский.

Памятники кинусовского этапа (12+)

 

В Сургутском Приобье археологическими разведками выявлено более тридцати памятников с находками кинтусовской керамики. К этому этапу относятся значительная часть погребений Сайгатинских I и VI могильников, небольшие самые ранние группы могил Кинтусовского и Сайгатинского IV могильников, значительные группы погребений могильников Барсов Городок и Усть-Балык. Этим же временем датируется ранняя часть исследованного раскопками комплекса Сайгатинского I святилища.

Керамика и находки (12+)

 

Ученый А. П. Зыков разделил кинтусовский этап на три периода. Первый период кинтусовского этапа связан с существованием памятников с вожпайской группой керамики (рис. 1). В это время люди делали круглодонные горшки с короткими прямыми или отогнутыми наружу шейками. Поселенческая и большая часть погребальной керамики украшена горизонтальным рядом ямочных наколов в верхней части шейки — под валиком. Ведущим элементом декора вожпайских сосудов была широкая горизонтальная полоса на шейке, заполненная геометрическим узором (чаще всего – взаимопроникающими треугольниками). В погребальных комплексах Приобья с сосудами вожпайского типа были обнаружены находки бронзовых полых литых бус-флакончиков и двучастных бус, листовидных подвесок, круглых накладок с рельефной многолучевой звездой, пряжек, калачевидных височных подвесок, бронзовых рукоятей ножей с зооморфными навершиями, полых подвесок-уточек, плоских птицевидных подвесок. Примечательно, что в этот период в погребениях крайне редко присутствовали наконечники стрел.

Второй период кинтусовского этапа связан с памятниками, содержащими оронтурскую группу керамики (рис. 2). Сосуды представлены в основном горшками, похожими по форме на вожпайские – круглодонными с вертикальной или отогнутой наружу шейкой. Но, в отличие от вожпайских, среди оронтурских горшков значительную часть составляют экземпляры с раздутым туловом. В этой группе заметную долю составляют закрытая и открытая чашевидная посуда. В отличие от практически исключительно гребенчатой вожпайской орнаментации на оронтурской посуде узоры наносились сочетанием оттисков гребенчатого, мелкоструйчатого, полулунного (гладкой лопаточки) и гладкого штампов.

Погребения этого периода Сайгатинского I могильника и могил Барсова Городка датируются в пределах второй половины X – XI веков. В них массово встречаются неизвестные ранее грушевидные бронзовые бубенчики с крестовидной прорезью, поясные накладки с растительным орнаментом, серебряные булгарские ювелирные изделия с зернью и сканью (серьги, браслеты с напаянными на концах щитками со стеклянными вставками в гнезда из зерни), серебряные перстни, бронзовые булгарские браслеты. Появляется большое количество оружия: шлем, кольчуга, фрагменты кольчужного плетения, сабли, палаши, рубильные ножи, проушные топоры, наконечники копий. Практически обязательным в каждом мужском погребении становятся наконечники стрел, часто в виде колчанных наборов.

Третий период кинтусовского этапа связан с рачёвской группой керамики (рис. 3). Форма рачёвских сосудов в основном повторяет формы оронтурской посуды, но среди горшков и чаш этой группы выделяются образцы с четко выраженным ребром на тулове. Кроме того, в рачёвском комплексе появляются плоскодонные баночные сосуды с открытым устьем. У некоторых из них на внутренней стороне имеются парные «ушки» — налепы с вертикальными отверстиями для крепления ручек. Такая посуда, копирующая форму медных котлов, распространяется в конце этого периода.

Из особенностей орнамента на рачёвской керамике появляются прочерченные желобки, сделанные широкой лопаточкой, оттиски змейковидного волнистого штампа и различных видов фигурных штампов: ромбические гладкие, заполненные четырьмя выпуклинами, решетчатые, глазчатые, овальные глазчатые, треугольные гладкие и решетчатые, крупные S-образные.

Рачёвская группа завершает эволюцию керамики кинтусовского этапа. Затем в Сургутском Приобье и на всей территории Северо-Западной Сибири наступает резкий упадок керамического производства.

Фотогалерея

Поселения (12+)

В кинтусовское время принципиально изменился подход к функционированию укрепленных поселений. Вместо относительно кратковременного существования городищ, через несколько десятилетий обязательно переносившихся с места на место в пределах одного урочища, кинтусовские городища веками стояли на одном и том же месте, как правило, самом возвышенном и удобном для обороны.
В Сургутском Приобье достоверно известно только одно исследованное раскопками кинтусовское селище Барсова гора II/14.

Могильники (12+)


Погребальный обряд кинтусовского этапа исследован по материалам шести могильников. Сто тридцать девять вожпайских погребений могильника Усть-Балык датируются концом IX – X в. Могильники более поздних периодов кинтусовского этапа наиболее полно изучены в урочище Сайгатино.

Уникальным культовым памятником кинтусовского этапа в Сургутском Приобье является Сайгатинское I святилище. Оно возникло в самом начале этого этапа и беспрерывно функционировало, по крайней мере, до XV века.

Самым ранним объектом и организующим центром этого культового места была наземная срубная постройка размерами 5,5×5,0 м с центральным жертвенным очагом-каменкой. Вокруг постройки зафиксировано много кострищ и ям с костями животных: лошади, северного оленя, медведя. При раскопках найдены сотни предметов из серебра, бронзы, железа, керамики, стекла: бронзовые и серебряные украшения прически и костюма, серебряная посуда и черепки керамической, бронзовые и железные детали ножен клинкового оружия, сабли, десятки ножей и сотни наконечников стрел.

Сайгатинское I святилище расположено на северо-западном краю обширного могильного поля, где непрерывно совершались погребения с конца IX – X веков до конца XV – XVI веков. 

Чьими предками были кинтусовцы? (12+)

 

По мнению исследователей, кинтусовская археологическая культура принадлежала всем раннесредневековым предкам современных аборигенных народов региона – обским уграм (манси и ханты) и самодийцам (лесным и тундровым ненцам, селькупам).

А. П. Зыков Барсова гора. Очерки археологии Сургутского Приобья. Средневековье и новое время.