Бронза, Железо или Средневековье? (12+)
Эпоха бронзы
Во II тыс. до н.э. в таежной зоне Западной Сибири появляются изделия из меди и бронзы. Собственные источники сырья отсутствовали, металл поступал с сопредельных территорий. Анализ нескольких образцов металла позволил отнести их происхождение к Алтаю. Однако металл мог также поступать с Урала и с территории современного Казахстана. Скорее всего, в Сибирь привозились готовые металлические изделия. На месте сформировалась вторичная металлообработка – металлический лом, вышедшие из употребления и сломанные предметы, переплавлялись в новые.
Эпоха бронзы остается одним из самых слабо изученных периодов древности на Агане. Памятники этого времени раскопками не изучались. Лишь незначительное количество фрагментов сосудов происходят из сборов разведочных экспедиций с селищ Нивагальское 28.4, Имнъёган 2.3, Покачевское, Мохтикъёган 8, городища Усть-Ванъёган 3, а также из нижних слоев раскопанного городища раннего железного века Мохтикъёган 5.
Считается, что для завершения эпохи бронзы характерно распространение укреплений в виде больших домов с усиленной внешней стеной, выполнявшей роль оборонительной [Борзунов 1999: 9]. Однако на территории Средней Оби нет раскопанных городищ, однозначно отнесенных к этому периоду, а разведочные материалы не позволяют сделать такие выводы без большой доли сомнения.
Знакомство с металлургией железа в I тыс. до н.э. имело большое значение для развития культур Западной Сибири. Железная руда распространена практически повсеместно, поэтому производство изделий из железа оказалась гораздо доступнее. Для многих народов именно железо стало первым по настоящему освоенным металлом. Это дало мощный стимул росту производства и ускорило развитие древних обществ.
Переход к раннему железному веку на Средней Оби связывается с памятниками белоярской археологической культуры, сформировавшейся предположительно в VIII–VII вв. до н.э. Изделий из железа на западносибирских памятниках этого периода пока не обнаружено, весьма вероятно, что знакомство с черной металлургией произошло несколько позже. Керамическая посуда, особенно на самых ранних памятниках этого периода, близка к керамике предшествующей эпохи, распространенной на Средней Оби. Исходя из этого некоторые исследователи склонны относить белоярскую культуру к периоду поздней бронзы.
Ранний железный век
На позднем этапе развития белоярской культуры возрождаются укрепленные поселения, аналогичные городищам каменного века. В настоящее время число известных «белоярских» городищ не превышает полутора десятка, что связано прежде всего со слабой степенью изученности. На Агане к белоярской археологической культуре пока не удается достоверно отнести ни одно из обнаруженных городищ. Лишь на городище Нивагальское 27 среди материалов более позднего времени были найдены фрагменты «белоярской» посуды. Однако многослойность памятника не позволяет исключать связь остатков укреплений с более поздними горизонтами. Материалы белоярской археологической культуры обнаружены также на селищах Нивагальское 28.1 и 30, Мохтикъяун 1, Малый Нангъёган 3 и Мохтикъёган 4. Радиоуглеродное исследование двух образцов угля с селища Мохтикъёган 4 дало даты 2440±60 лет и 2400±120 лет, что соответствует VI–V вв. до н.э. и позволяет соотносить их с найденными на памятнике фрагментами «белоярской» посуды.
Распространение железа в регионе совпало со значительными культурными изменениями – появлением памятников, выделенных в кулайскую археологическую культуру. Памятников кулайского времени на территории Среднего Приобья известно больше, чем объектов любой другой эпохи. В бассейне Агана такие материалы получены не менее чем с 15 поселенческих объектов, представляющих весь период существования данного культурного явления. По мнению томского археолога Л. А. Чиндиной, кулайская археологическая культура датируется периодом более чем в 1000 лет (VI в. до н.э. – V в. н.э.) и делится на васюганский и саровский этапы [1984: 112–124]. Екатеринбургский исследователь Ю. П. Чемякин, опираясь на материалы Сургутской низины, предположил, что памятники кулайской культуры появляются не ранее IV в. до н.э. и приблизительно в III–IV вв. н.э. сменяются памятниками карымской археологической культуры [Чемякин, Карачаров 2002: 40].
В раннем железном веке обычным явлением становятся укрепления. На сегодняшний день на Агане выделяются, по меньшей мере, три разновидности городищ. Городища первого типа располагаются на некотором удалении от края террасы и имеют кольцевую систему обороны – ров и вал, опоясывающие площадку. К этому типу относятся городища Айпино 3 и Синкипухут 2. Для второго типа городищ характерно расположение на краях террас, склоны которых ограничивают площадку, заменяя собой ров, а иногда и вал. Такая система обороны прослеживается на городищах Старые Покачи 2, 3 и 7, Мохтикъёган 5, Нивагальское 10 и 22. Третий тип городищ можно условно считать производным от второго, их оборона имела такую же систему, но дополненную по углам двумя–четырьмя прямоугольными выступами, вероятно, свидетельствующими о существовании оборонительных сооружений типа бастионов, равелинов или башен. Яркие примеры таких памятников – городища Мохтикъёган 6 и 10, Кочетъёган 5, Нивагальское 17. В целом для укреплений раннего железного века характерны неглубокие рвы и невысокие валы; строгой закономерности в размещении построек на площадках городищ, как правило, не наблюдается. В отличие от предшествующих периодов в раннем железном веке традиция строительства укреплений становится неотъемлемым элементом культуры населения Агана, получая свое развитие в Средневековье.
В раннем железном веке отмечается разнообразие в домостроении. Наряду с постройками со слабо углубленным котлованом на поселенческих комплексах встречены остатки неуглубленных каркасных построек в виде округлых и овальных площадок с обваловкой, окруженных ямами. Обнаружены также остатки очень легких построек типа современных чумов, от которых хорошо фиксируются только следы долговременных открытых очагов, как, например, на селище Имнъёган 2.3.
В таежной зоне Западной Сибири выявлен ряд культовых комплексов эпохи раннего железа. При раскопках средневекового городища Старые Покачи 5 были найдены три бронзовые личины явно культового характера. По стилю и технике отливки изделия отнесены к «кулайскому» времени. Возможно, задолго до постройки городища на высоком мысе коренной террасы располагалось святилище.
Средневековье
На Евразийском континенте переход от раннего железного века к Средневековью связывается с качественными сдвигами в политической и социальной сфере, упадком цивилизаций поздней древности и развитием феодальных государств. Конечно, этот переход не был столь выражен среди народов «окраин ойкумены», однако ветер перемен коснулся и их. По мнению многих исследователей, на территории Западной Сибири ранний железный век завершился в первой половине I тыс. н.э. Переход к Средневековью связывается с исчезновением комплексов кулайской археологической культуры и появлением круга раннесредневековых культур: карымской, рёлкинской и зеленогорской.
Литература:
1. Перевалова Е. В., Карачаров К. Г. Река Аган и ее обитатели. Екатеринбург; Нижневартовск: УрО РАН; Студия «ГРАФО», 2006. 352 с.
2. Чемякин Ю. П. Барсова Гора: очерки археологии Сургутского Приобья. Сургут; Омск: Изд-во ОАО «Омский дом печати», 2008. 224 с.
3. Арефьев В. А., Рогозникова Ю.В. Сырой Аган, комплекс археологических памятников // Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. Т. 4 (дополнительный). А-Я. Ханты-Мансийск. 2005.
4. Чемякин Ю.П. Каменный и бронзовый век Сургутского Приобья (культурно-хронологическая периодизация археологических памятников). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Екатеринбург, 1994.